
Выставка “Вступление 2025”. г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский союз художников. 29 декабря 2024 года – 12 января 2025 года

Инсталляция «Деревенская изба» рассказывает историю вещей XX века на задворках бывшей Российской империи.
В центре экспозиции образ Спаса Вседержителя, написанный акварелью на пергамене и с каллиграфией. Это символ православного прошлого. Национализация большевиками произведений церковного искусства в 1920—1930-х годах переместила огромное количество икон, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства из регионов России в два города: Москву и Ленинград. А на местах оставалось лишь то, что не успела вывезли за ненадобностью власть — рухлядь, современные бытовые вещи. И отдельные листы старинных книг, спасенные жителями ближайших деревень из закрытых монастырей.
Слева на стене триптих — деревянные доски, покрытые каллиграфией и с образом Спаса, написанного на крафт-бумаге акварелью. Здесь кроется своя история. После национализации церковных ценностей, правительство РСФСР запретило всякие церковные ремесла и производство утвари. За 70 лет советской власти книги поизносились, печатные иконы пришли в негодность. Да и Великая Отечественная война уничтожила много предметов культа во время боев: горели дома, храмы, больницы. Не имея возможности купить образ для молитвы и духовную литературу для чтения, создавались новые иконы на подручных материалах, а тексты писали от руки. В память об этом времени, образ Спаса написал на крафт-бумаге, а текст из Псалтири — на деревянных стенках старинного шкафа.

Слева в экспозиции — пустые иконные доски и расколотые деревянные колоды с текстом из Псалтыри. Со времени запрета в СССР на церковные ремесла, иконописцы стали писать светские сюжеты. Так, например, появилась, лаковая миниатюра Палеха — бывшего иконописного центра дореволюционной России. И с уходом мастеров в светское искусство, остались пустые иконные доски как символ своего времени. То, что было начато, но не закончено. Деревянные треснувшие доски — это символ церковного раскола. Ведь до 1917 года все в России были православные. Ими обязывало быть государство. Поступая в институт будущих глава России и гонитель Церкви, Владимир Ильич Ленин, сдавая документы прикладывал справку, что он исповедовался и причастился. Еще в 1916 году все участники Великой войны (далее ее назовут Первой мировой войной) как минимум 1 раз в год исповедовались и причащались христовых тайн у полкового священника. А уже в 1920-х году те же люди, что проходили обязательную исповедь и причастие при царе, рубили иконы топором и участвовали в их сожжении. Раскол. Один топор рубил образ Спасителя, а другой топор рубил сундук, чтобы спрятать в него спасенные при разорении иконы их ближайшего храма.
Ткани в инсталляции, как и деревянные доски — прямое указание на деревенский быт, который до сих пор пронизан деревом и тканью как наиболее удобными материалами для жизни севере.

Работы выполнены в 2024 году супругами Ивановым Иваном и Аполлинарией Мишиной (каллиграфия).
